Русская изба 15-16 века

Русская изба 15-16 века


  • Устройство русской избы внутри и снаружи
  • Особенности русской национальной избы
  • Как на Руси спали крестьяне
  • Крестьянская изба 16 века. Старинная русская изба. Подробнее о строительстве
  • Секреты, тайны и загадки русской избы
  • Устройство русской избы внутри и снаружи

    В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму. В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи.

    И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.

    А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед… Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло.

    Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие — только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

    Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

    Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений — сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени. Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе. По сути, северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны.

    Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени — от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов — всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно. Северная изба строилась в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов — подклет с погребом.

    Верхний — жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён.

    Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в сени — просторный тамбур, он же — переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же — дверь в горницу.

    Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь — неровён час набьёшь шишку о притолоку. Просторный подклет находится под горницей, вход в него — со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен — венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку — прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

    Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба внутри, как океанское судно : за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу. В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному.

    Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их. Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно — горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

    Главное место хозяйки — напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой — закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» — в тесном углу или крохотной комнатушке. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет.

    Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж.

    К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии. Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб.

    Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям — как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки.

    Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

    Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV—XVI веках, да, и то там, где зимы были не слишком суровыми.

    Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара.

    Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы — Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами.

    Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века. Печь — самое тёплое спальное место — лежанка, принадлежащая по традиции самым старшим и самым младшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка — полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей.

    Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало. Почему детей на Руси наказывая, ставили в угол? Что сам по себе на Руси означал угол? Именно в этот Красный Угол родители ставили своих детей чтобы они молились Богу за свои проступки и в надежде, что Господь сможет вразумить непослушного ребёнка. Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица — действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами.

    Теперь в светлице проходила большая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи. А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку. Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам.

    Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца — два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом, да, и еду надо готовить, семью кормить!

    Особенности русской национальной избы

    Автор: Ася Валасина Русская изба: мудрость предков Русская изба: где и как строили избы наши предки, устройство и декор, элементы избы, видео, загадки и пословицы об избе и разумном ведении домашнего хозяйства.

    Говорим, не задумываясь о смысле этого слова. Ведь хоромы — это крестьянское старинное жилище, состоящее из нескольких построек. Что же за хоромы были у крестьян в их русских избах?

    Как была устроена русская традиционная изба? В этой статье: — отношение к русской избе в русской народной культуре, — устройство русской избы, — убранство и декор русской избы, — русская печь и красный угол, мужская и женская половины русского дома, — элементы русской избы и крестьянского двора словарик , — пословицы и поговорки, приметы о русской избе.

    Русская изба Поскольку я родом с севера и выросла на Белом море, то я покажу в статье фотографии северных домов. А эпиграфом к своему рассказу о русской избе я выбрала слова Д. Лихачева: «Русский Север! Мне трудно выразить словами мое восхищение, мое преклонение перед этим краем.

    Когда впервые мальчиком тринадцати лет я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, в крестьянских избах, послушал песни и сказки, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлен.

    Мне показалось, что только так и можно жить по-настоящему: размеренно и легко, трудясь и получая от этого труда столько удовлетворения… В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, акварельной лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня, бурь, холода, снега и воздуха» Д. Русская культура. Где строили раньше избы? Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера.

    Крестьяне при этом руководствовались и практичностью — близость к реке и лодке как средству передвижения, но и эстетическими причинами. Из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля, а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки. Северные деревни видны издалека, они никогда не располагались в низменностях, всегда на холмах, у леса, у воды на высоком берегу реки, становились центром красивой картины единения человека и природы, вписывались органично в окружающий ландшафт.

    На самом высоком месте строили обычно церковь и колокольню в центре села. Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров — на высоком холме. Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро.

    Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону. На севере дома старались располагать на южном склоне холма, чтобы его вершина надежно закрывала дом от буйных холодных северных ветров. Южная сторона всегда будет хорошо прогреваться, и в доме будет тепло. Если рассматривать расположение избы на участке, то ее старались расположить ближе к северной его части.

    Дом закрывал от ветра садово- огородную часть участка. В плане ориентации русской избы по солнцу север, юг, запад, восток тоже было особое строение деревни. Очень было важно, чтобы окна жилой части дома были расположены по солнцу. Для лучшей освещенности домов в рядах их ставили в шахматном порядке относительно друг друга.

    Все дома на улицах деревни «смотрели» в одну сторону — на солнце, на реку. Из окна можно было видеть восходы и закаты, движение судов по реке. Благополучным местом для строительства избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

    Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом — это всегда хорошо. Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали — использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. И оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.

    Были и другие гадания — эксперименты. Например, вечером оставляли на ночь мел на месте будущего дома. Если мел привлек муравьев, то это считалось хорошим знаком.

    Если же муравьи не живут на этой земле, то лучше дом здесь не ставить. Результат проверяли утром на следующий же день. Рубить дом начинали ранней весной Великим постом или в другие месяцы года в новолуние. Если же дерево срубить на убывающей Луне, то оно будет быстро гнить, поэтому и был такой запрет. Были и более жесткие предписания по дням. Лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря. Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь — январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола.

    Не рубили для дома сухие деревья или деревья с наростами, деревья, которые при срубке упало на север. Эти поверья относились именно к деревьям, другие материалы такими нормами не обставлялись. Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом — воплощение спокойствия, постоянства, стабильности, а не постоянных изменений как дорога.

    Не строили дома на месте домов, сожженных молнией. Считалось, что молнией Илья — пророк поражает места нечистой силы. Не строили дома также там, где ранее была баня, где кто-то поранился топором или ножом, где найдены человеческие кости, где раньше была баня или раньше проходила дорога, где произошло какое-то несчастье, например, наводнение.

    Отношение к русской избе в народной культуре Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь —храм! Хоромы изба приравнивались к храму, ведь храм — это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

    Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома — «человеческие», то есть антропоморфные названия частей избы: Чело избы — это ее лицо.

    Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи. Причелина — от слова «чело», то есть украшение на челе избы, Наличники — от слова «лицо», «на лице» избы. Очелье — от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна. Лоб — так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома. Пята, стопа — так называлась часть дверей.

    Были в устройстве избы и двора и зооморфные названия: «быки», «курицы», «конек», «журавель»- колодец. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Дом и изба были для людей живыми моделями мира. Дом был тем сокровенным местом, в котором люди выражали представления о себе, о мире, строили свой мир и свою жизнь по законам гармонии. Дом — это часть жизни и способ соединять и формировать свою жизнь. Дом — это сакральное пространство, образ рода и родины, модель мира и жизни человека, связь человека с миром природы и с Богом.

    Дом — это пространство, которое человек строит своими руками, и которое с ним с первых до последних дней его жизни на Земле. Строительство дома — повторение человеком дела Творца, ведь человеческое жилище, по представлениям народа — это малый мир, созданный по правилам «большого мира». По внешнему виду русского дома можно было определить социальный статус, вероисповедание, национальность его хозяев.

    В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего. Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира, он «кормит» и «взращивает» дитя, дитя «впитывает» из дома законы жизни в большом взрослом мире. Если дитя выросло в светлом уютном добром доме, в доме, в котором царит порядок — то так ребенок и будет дальше строить свою жизнь. Если же в доме хаос — то хаос и в душе, и в жизни человека.

    С детства ребенок осваивал систему представлений о своем доме — изле и его строении — матица, красный угол, женская и мужская части дома. Дом традиционно в русском языке используется как синоним слова «родина».

    Если у человека нет чувства дома — то нет и чувства родины! Привязанность к дому, забота о нем считались добродетелью. Дом и русская изба- воплощение родного, безопасного пространства. Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи.

    В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода — деды, отцы, сыновья, внуки. Внутреннее пространство русской избы издавна ассоциировалось в народной культуре как пространство женщины — она за ним следила, наводила порядок и уют.

    А вот внешнее пространство — двор и далее — это было пространство мужчины. Дедушка моего мужа до сих пор вспоминает такой разделение обязанностей, которое было принято в семье наших прапрародителей: женщина носила воду из колодца для дома, для приготовления еды. А мужчина тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей. Позором считалось, если женщина начинала выполнять мужские обязанности или наоборот. Поскольку жили большими семьями — то проблем не было.

    Как на Руси спали крестьяне

    Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу. Для гостей была своя — гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна. Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

    Стол — ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом! Очень важно: Стол — это длань Божья. Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол — Божья ладонь!

    Всегда на столе должен был быть хлеб — символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол — так и стол престол! Хлеб — символ достатка, изобилия, материального благополучия.

    Поэтому он всегда и должен был быть на столе — Божьей ладони. Небольшое лирическое отступление от автора. Дорогие читатели этой статьи! Наверное, вы думаете, что всё это устарело?

    Ну при чем тут хлеб на столе? А Вы испеките дома бездрожжевой хлеб своими руками — это достаточно легко! И вы тогда поймете, что это совсем другой хлеб! Непохожий на хлеб из магазина. Да еще и каравай по форме — круг, символ движения, роста, развития. Когда я в первый раз испекла не пирожки, не кексы, а именно хлеб, и запахом хлеба пропах весь мой дом, я поняла, что такое настоящий дом — дом, где пахнет.

    Куда хочется возвращаться. У Вас нет на это времени? Я тоже так считала. Пока одна из мам, с детьми которой я занимаюсь и которых у нее десять!!! И тогда я подумала: «Если уж мама десяти детей находит время печь своей семье хлеб, то уж у меня на это точно время есть! Это надо прочувствовать своими руками и своей душой! И тогда каравай на Вашем столе станет символом Вашего дома и принесет вам много радости! Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, то есть узкая сторона стола была направлена к западной стене избы.

    Это очень важно, так как направлению «продольное — поперечное» в русской культуре придавался особый смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное — «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в продольном направлении. Также поэтому именно вдоль половиц садились при обрядах сватовства, как пример — чтобы всё удачно прошло.

    Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. Но в Карелии, например, скатерть должна была быть всегда на столе.

    На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх от порчи. Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть — это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью — дорога». За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву.

    Ели чинно, вставать во время еды было. Глава семьи — мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая. В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев.

    На божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу —березовыми ветками, вересом можжевельником — в Великий четверг. Интересно подумать о наших современных домах: Вопрос 1. Разделение на «мужскую» и «женскую» территорию в доме не случайно. А у нас в современных квартирах есть «женский тайный уголок» — личное пространство как «женское царство», вмешиваются ли в него мужчины?

    Нужен ли он нам? Как и где можно его создать? Вопрос 2. А что у нас находится в красном углу квартиры или дачи — что является главным духовным центром дома? Давайте присмотримся к своему дому. И если нужно что-то исправить, то сделаем это и создадим в своем доме красный угол, создадим его действительно объединяющим семью.

    Иногда встречаются в Интернете советы поставить в красный угол как в «энергетический центр квартиры» компьютер, организовать в нем свое рабочее место. Я всегда удивляюсь таким рекомендациям. Здесь, в красном — главном углу — быть то, что важно в жизни, что объединяет семью, что несет истинные духовные ценности, что является смыслом и идеей жизни семьи и рода, но никак не телевизор или офисный центр! Давайте вместе подумаем, что это может. Виды русских изб Сейчас очень многие семьи интересуются русской историей и традициями и строят дома как это делали наши предки.

    Иногда считается, что должен существовать только один тип дома по расположению его элементов, и только этот тип дома «правильный» и «исторический». На самом же деле место расположения основных элементов избы красный угол, печь зависит от региона. По месту расположения печи и красного угла различаются 4 типа русской избы. Каждый тип характерен для определенной местности и климатических условий. То есть нельзя прямо сказать: всегда печь была строго здесь, а красный угол — строго вот.

    Давайте их рассмотрим подробнее на рисунках. Первый тип — северно-среднерусская изба. Печь расположена рядом с входом направо или налево от него в одном из задних углов избы. Устьем печь повернута к передней стене избы Устье — это выходное отверстие русской печи.

    По диагонали от печи — красный угол. Второй тип — западно-русская изба. Печь была также расположена рядом с входом направо или налево от. Но она была повернута устьем к длинной боковой стене. То есть устье печи находилось около входной двери в дом. Красный угол находился также по диагонали от печи, но пищу готовили в другом месте избы — ближе к двери см.

    У боковой стороны печи делали настил для сна. Третий тип — восточная южнорусская изба. Четвертый тип — западная южнорусская изба.

    Крестьянская изба 16 века. Старинная русская изба. Подробнее о строительстве

    На юге дом ставился к улице не фасадом, а боковой длинной стороной. Поэтому здесь расположение печи было совсем иным.

    Печь ставилась в дальнем от входа углу. По диагонали от печи между дверью и передней длинной стеной избы был красный угол. В восточных южнорусских избах устье печи было повернуто к входной двери. В западных южнорусских избах устье печи было повернуто к длинной стене дома, выходившей на улицу. Несмотря на разные виды изб, в них соблюдается общий принцип строения русского жилища. Поэтому даже оказавшись далеко от дома, путник всегда мог сориентироваться в избе.

    Элементы русской избы и крестьянской усадьбы: словарик В крестьянской усадьбе хозяйство было большое — в каждой усадьбе были и от 1 до 3 амбаров для хранения зерна и ценных вещей. А также была баня — самая удаленная от жилого дома постройка. Каждой вещи — своё место. Это принцип из пословицы соблюдался всегда и везде. Всё в доме было продумано и устроено разумно, чтобы не тратить лишние силы и время на ненужные действия или передвижения.

    Всё под рукой, всё удобно. Современная эргономика жилища родом из нашей истории. Вход в русскую усадьбу был со стороны улицы через крепкие ворота. Над воротами была крыша. А у ворот по стороны улицы под крышей— лавочка. На лавочку могли присесть не только жители деревни, но и любой прохожий.

    Именно у ворот было принято встречать и провожать гостей. И под крышей ворот можно было радушно их встретить или поговорить на прощание. Амбар — отдельно стоящее небольшое строение для хранения зерна, муки, припасов.

    Баня — отдельно стоящее здание самая дальняя от жилого дома постройка для мытья. Венец — бревна одного горизонтального ряда в срубе русской избы. Ветренница — резное солнце, прикрепляемое вместо полотенца на фронтоне избы. Пожелание богатого урожая, счастья, благополучия семье, живущей в доме. Гумно — площадка для молотьбы сжатого хлеба.

    Клеть — конструкция в деревянном строительстве, образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Хоромы состоят из нескольких клетей, объединенных переходами и сенями. Курицы —элементы крыши русского дома, построенного без гвоздей. Говорили так «Курицы и конь на крыше — в избе будет тише».

    Имеются ввиду именно элементы крыши — конек и курицы. На курицы укладывался водотечник — выдолбленное в виде желоба бревно для отвода воды с крыши. Изображение именно «куриц» не случайно. Курица и петух связывались в народном сознании с солнцем, поскольку эта птица оповещает о восходе солнца. Крик петуха, по народным поверьям, отгонял нечистую силу.

    Ледник — прадедушка современного холодильника — помещение со льдом для хранения продуктов Матица — массивная деревянная балка, на которую настлан потолок. Наличник — украшение окна оконного проема Овин —строение для сушки снопов перед молотьбой.

    Снопы раскладывались на настиле и сушились. Охлупень — конь — соединяет два крыла дома, два ската крыши воедино. Конь символизирует солнце, движущееся по небу.

    Это обязательный элемент конструкции кровли, построенной без гвоздей и оберег дома. Охлупень еще называют «шелом» от слова «шлем», что связано с защитой дома и означает шлем древнего воина.

    Возможно, эту деталь избы назвали «охлупнем», потому что при укладке на место он издаёт звук «хлоп». Охлупни применяли чтобы обойтись без гвоздей при строительстве. Очелье — так называлась наиболее красиво украшенная часть русского женского головного убора на лбу «на челеИ также называлась и часть украшения окна — верхняя часть «украшения лба, чела» дома. Очелье — верхняя часть наличника на окне. Поветь — сеновал, сюда можно было въехать прямо на телеге или на санях. Находится это помещение прямо над скотным двором.

    Здесь же хранили лодки, рыбачьи снасти, охотничье снаряжение, обувь, одежда. Здесь сушили и ремонтировали сети, мяли лён и делали другие работы. Подклет — нижнее помещение под жилыми помещениями.

    Подклет использовался для хранения продуктов и хозяйственных нужд. Полати — деревянный настил под потолком русской избы. Они устраивались между стеной и русской печью. На полатях можно было спать, так как печь долго хранила тепло. Если печь для обогрева не топили, то на полатях хранили в это время овощи. Полицы — фигурные полки для утвари над лавками в избе. Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная символом солнца. Обычно полотенце повторяло узор причелин.

    Причелины — доски на деревянной крыше дома, прибиваемые к торцам над фронтоном очельем избыпредохраняя их от загнивания. Причелины украшались резьбой. Узор состоит из геометрического орнамента. Но встречается и орнамент с ягодами винограда — символа жизни и продолжения рода. Светлица — одно из помещений хором см. Сени — входное холодное помещение в избе, обычно сени не отапливались. А также входное помещение между отдельными клетями в хоромах.

    Это всегда хозяйственное помещение для хранения. Здесь хранилась домашняя утварь, была лавка с вёдрами и подойниками, рабочая одежда, коромысла, серпы, косы, грабли. В сенях делали грязную домашнюю работу. В сени выходили двери всех помещений.

    Русская изба 15 век ancient architecture

    Сени — защита от холода. Открывалась входная дверь, холод впускался в сени, но оставался в них, не доходя до жилых помещений. Фартук — иногда на домах со стороны главного фасада делали «фартуки», украшенные мелкой резьбой. Это дощатый свес, защищающий дом от осадков.

    Хлев — помещение для скота. Хоромы — большой жилой деревянный дом, который состоит из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. Все части хором были разными по высоте — получалось очень красивое многоярусное строение.

    Утварь русской избы Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки.

    Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу — заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом. Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные,солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

    Секреты, тайны и загадки русской избы

    Чай пили из самовара. Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка — небо и земля. Соль — это не только еда, но и оберег. Поэтому и подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства. Самой распространенной была глиняная посуда- горшок.

    В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты — то сразу же почувствуем разницу во вкусе!

    Из печки — вкуснее! Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах. У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.

    Домострой говорил так: «дабы всё всегда было чисто и готово на стол или в поставцы». Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Если у Вас будет возможность попробовать поставить наполненный едой полный горшок в печь или достать его из печи — Вы поймете, насколько это физически трудная работа и какими сильными раньше были женщины даже без занятий фитнесом :.

    Для них каждое движение было зарядкой и физкультурой. Для загребания углей использовалась кочерга. В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки от слова «чугун». Для жарки и запекания использовались глиняные и металлические сковородки, латки, жаровни, плошки.

    Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не. Мебель появилась намного позже, не так. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе. Самое ценное в крестьянском доме — парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги — хранили в сундуках.

    Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина. Декор русской избы Расписать дом раньше говорили «расцвести» мог мастер по росписи.

    Расписывали на светлом фоне диковинные узоры. Это и символы солнца — круги и полукружия, и крестики, и удивительные растения и животные. Также избу украшали резьбой по дереву. Женщины ткали и вышивали, вязали и украшали свой дом своим рукоделием. Угадайте, каким инструментом делалась резьба в русской избе? А роспись домов делали «маляры» — так называли художников. Они расписывали фасады домов — фронтоны, наличники, крыльцо, причелины.

    Когда появились белые печи, то стали расписывать и в избах опечья и перегородки, шкафчики. Декор фронтона крыши северного русского дома — это фактически изображение космоса. Знаки солнца на причелинах и на полотенце — изображение пути солнца — восход, солнце в зените, закат. Очень интересен орнамент, украшающий причелины. Далее следовали дворы священников и церковь. Обычно за ними находился пушечный амбар для хранения оружия и государева житница, откуда служилым людям выдавали продукты на жалованье.

    За городскими стенами располагалась тюрьма, а недалеко от городских крепостей - дома стрельцов. И, наконец, в городе имелись дома землевладельцев, поместья которых располагались неподалеку правда, в мирное время помещики в городе не жили.

    Еще в городе были казенные государственные осадные избы для простых людей на случай войны. В больших городах сооружались торговые ряды, в этом случае город считался не только административным центром, но и торговым. Торговцы и ремесленники проживали в посаде. Дома в посадах строились улицами. Обычно все улицы именовались либо по занятиям проживающих на них людей Кузнецкий мост, Гончарнаялибо по именам церквей, построенных на них Успенская, Воскресенская.

    Улицы с разных сторон сходились к главной торговой площади. Здесь находилась земская изба место выборного управленияа также лавки и торговые ряды, ремесленные мастерские, харчевни место для приема пищи. В предместьях посадов и слободах жили военные - стрельцы, казаки, пищальники и пушкари. Быт крестьян Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома.

    Село имело церковь, в деревне ее не. Крестьянское жилище представляло собой огражденный двор, в котором имелось несколько строений как жилых, так и хозяйственных.

    Жилое строение называлось избой. Избу рубили обычно из толстых брёвен, складывая их в сруб. Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Большую часть помещения занимала печь, которая завершалась лежанкой, служившей спальным местом для стариков и детей.

    По диагонали, в противоположном от печи углу, обязательно помещали иконы, а сам угол назывался святым, красным. Внутри избы вдоль всех стен тянулись неподвижные широкие лавки, тесанные из крупных деревьев.

    Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.


    Вышли из тени. Самые шокирующие гипотезы с Игорем Прокопенко (10.09.2021).



    Другие теги: интересные факты скачать айфона кошки тест крем сети квартиру живот бизнес легко

    5 Комментарии к “Русская изба 15-16 века

    1. буквально удивили и порадовали Никогда не поверил бы, что даже таковое бывает

    2. Жаль, что сейчас не могу высказаться - очень занят. Но освобожусь - обязательно напишу что я думаю.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *